Вы просматриваете: Главная > Воспитание и взаимоотношения > Запреты под запретом!

Запреты под запретом!

В продолжение темы о чужих методах воспитания детей вспомнился мне еще один интересный способ, о котором мне поведал мой случайный знакомый дяденька-пенсионер в моем, еще додекретном, прошлом…

А познакомились мы с ним в судебном процессе: он был истцом, а я – представителем ответчика (и где только люди не знакомятся, правда?).

Так вот однажды, ожидая начала заседания, разговорились мы о детях. Выяснив, что у меня есть дочка, он мне сказал: “Вот вы все абсолютно неправильно воспитываете своих детей!”

“Ну начинается…” – подумалось мне и я уже было приготовилась слушать лекцию о том, как их поколение голыми руками сталь закаляло, а нынешние родители способны воспитать только бестолковщину….

Но за сим последовало продолжение:

“Да и мы тоже неправильно детей воспитывали. Я это вот сейчас только понял, когда внуки родились”.

Оказалось, что он с супругой воспитывает своих внучат близняшек (или двойняшек?): мальчика и девочку, которым на тот момент было 3-4 года. Их мама уехала в Италию в поисках лучшей жизни, когда малышам было всего по 5 месяцев…

Так вот он говорил, что он ничего не запрещает своим внукам. Звучало это примерно так: “Я никогда не говорю, что чего-то нельзя сделать. Сделать-то можно, только вопрос в том, какие будут последствия… Например, почему нельзя руки в кипяток опустить? Можно, но будет больно…”

Он также утверждал, что не имея запретов, его внуки очень разумны и послушны, с ними у них нет совершенно никаких проблем. Перед тем, как что-то взять или сделать, они сами всегда спрашивают разрешения…

Конечно, в таком виде как мне это было представлено – полное отсутствие запретов, такой метод воспитания вызывает во мне немалые сомнения…

Например, как объяснить 2-х летнему ребенку, что разбить окно можно, но только заменить его будет очень дорого? Сказать, что после этого ему целый месяц не за что будет купить конфет? Для него это понятие настолько абстрактное, что вряд ли такое объяснение поможет… Не покупать ребенку трусов, пока окно не заменится и долги не раздадутся? Так его это не настолько будет беспокоить, как маму. Это первое.

Второе. В таком чистом виде этот метод воспитания, при котором запреты запрещены, весьма напоминает мне старый анекдот: “Кто вам сказал, что мухоморы нельзя есть? Можно, но только один раз!”

Я все-таки думаю, что в ситуациях, которые грозят ребенку травмой или еще какими-нибудь серьезными неприятностями, запреты должны быть обязательно! Более того, они должны быть максимально четко сформулированы и неоднократно повторены!

Я, например, не представляю, как можно сказать ребенку, что тыкать в розетку гвоздиком можно, но будет больно… Так можно договориться и до того, что можно на окно забраться, сесть на карниз и свесить ноги, весело размахивая руками и поглядывая на прохожих, с высоты 5 этажа…

Тем не менее, такой подход к воспитанию не лишен здравого смысла, на мой взгляд.

Если в ситуациях, которые не являются критическими, позволить ребенку самому выбрать модель поведения, но при этом возложить на него ответственность за результаты – это будет крайне полезно для малыша.

А как еще можно научить ребенка, что за каждым его поступком (и даже словом) следуют совершенно естественным образом определенные последствия? И никто, кроме него, не является причиной произошедшего?

Например, я считаю вполне допустимым объявить малышу, что сломать любимую машинку, конечно же можно, но играть тогда будет не с чем. И, если дитятко все-таки ее сломает, не поддаваться на слезные провокации и не покупать новую.

Может быть, иногда такой метод и покажется жестоким, но зато он позволит малышу научиться не только брать на себя ответственность за свои поступки, но и просчитывать свои поступки на шаг вперед. Сначала подумать – только потом сделать.

В связи с этим вспомнила сказку про трех поросят. Можно, конечно, построить домик из песка, но когда он развалится, виновен в этом будет не ветер, а тот, кто поленился затратить больше энергии и ресурсов и построить домик из камня… Отличная, кстати, сказка!

И чем раньше к малышу придет понимание этого – тем раньше он начнет строить свою жизнь с полным осознанием того, что он и только он решает какой будет его жизнь, и что от его выбора зависит ее результат…

Как вы считаете?

P.S. Чуть не забыла! Вчера официально стартовал мой новый проект — Фабрика Игрушек! В честь открытия Фабрики разыгрывается собственноручно мною связанный Зайка! Приходите и заберите подарочек себе!

Метки: ,

6 коммент. к “Запреты под запретом!”

  1. Да, мысли мудрые. Даже интересные. Но нужно как-то усовершенствовать.. Потому что если самим непонятно, то что тогда требовать от детей.

  2. А я описала свой опыт здесь : http://elenashinkarenko.ru/2012/05/13/krizis-rebenka-3-x-let/
    Наташа, очень живая статья и жизненные рекомендации.Благодарю за рекомендации.

  3. Замечательный материал, большое спасибо! Упорядоченность в этом вопросе очень важна. Обязательно дам ссылку в нашей группе «Полезные ссылки по теме «Дети» во «Вконтакте». Спасибо! И первый комментарий к посту оказался очень содержательным.

  4. Я тоже частично использую такой подход, но совсем без запретов никак не получается. Этот метод очень эффективен с малышами, у которых начался кризис 3х лет, ведь они все время протестуют. Недавно говорю ребенку: «Ульяна, прекрати бегать и прыгать по дивану — упадешь!» — «Нет!» — кричит моя доченька. А я ей: «Ну тогда падай и тебе будет больно!» — «Не хочу!» — запротестовала она и вскоре прекратила прыгать. Вот так и получается, то детвора просто протестует против запретов и порой нарочно делает все наоборот

    • Да, детки не дадут нашим мозгам усохнуть, всегда нужно придумывать какие-то способы найти с ними общий язык…
      Я тоже считаю, что совсем без запретов нельзя, дети должны понимать, что есть пределы всему, просто запреты не должны превалировать над разрешенными действиями и должны иметь свою причину, понятную для малыша.


Оставить отзыв