Вы просматриваете: Главная > Мы растем и развиваемся > Игра–двигатель интеллектуального развития малыша

Игра–двигатель интеллектуального развития малыша

Помню, как с содроганием слушала бабушкины рассказы о том, что она работала сколько себя помнит. В 7 лет нянчила младших братьев и сестер, в 13 –пасла коров, готовила обед, помогала в огороде, носила воду и т.д., а на игры времени у них и не оставалось. Мне, младшему ребенку в семье, пусть и не избалованному, но все же не голодающему и не играющему тряпочками, картина бабушкиного детства казалась страшнее фильма ужасов…

Да, наши бабушки познавали мир не в игре, а сразу на практике. И не было у них развивающих игрушек, и не читали они интересных сказок, и не ходили по воскресеньям всей семьей на премьеру очередного мультфильма с последующим поеданием вкуснейшего мороженого в ближайшем кафе. Зато они пекли вкусные пирожки и вязали нам теплые носки. И научились они этому отнюдь не на тренажерах…

Наши дети, слава Богу, растут в других условиях. В наших квартирах работают стиральные машины, микроволновые печи и моющие пылесосы. Старшие дети не вынуждены заботиться о младших, потому что мама в декрете и дома, а не на поле у помещика и не отстраивает разрушенную войной страну… Но в то же время, научно-технический прогресс привел к тому, что все меньше и меньше детей привлекаются к обычной домашней работе.

Не секрет, что нервы не каждой мамы выдержат “мытье посуды” неумелыми ручками или размазывание пыли по мебели. Гораздо проще и быстрее сделать все самой, чем потом переделывать за малышом. В таких условиях наши дети вырастают без элементарных навыков, которые им понадобятся во взрослой жизни. Выходом из такой ситуации становится игра.

Это нам кажется, что игра – это просто развлечение, а для малыша игра – это своего рода тренировка взрослой жизни, подражание (особенно заметно в ролевых играх), познание мира (именно из игры ребенок впервые узнает о том, что пирожки пекутся, а не растут не дереве) и, конечно же, физическое развитие.

В целом, можно выделить такие основные моменты полезности игры для наших детей:

ПодарокВо время игры у малыша формируется мотивация поведения и происходит осознание своих потребностей. Именно играя, ребенок впервые ощущает потребность действовать и взаимодействовать с окружающим миром. В игре малыш знакомится с некоторыми сторонами человеческих взаимоотношений и получает определенные понятия о нормах поведения.

ПодарокВо время игры малыш испытывает желание быть взрослым, т.е. происходит постепенное взросление и развитие малыша как личности. Играя, кроха стремится выполнять те же действия, что и взрослые, тем самым формируя представление о поведенческих и социальных ролях. Например, мама готовит кушать, папа мастерит, доктор лечит и т.д.

ПодарокВо время игры кроха учится управлять своими действиями, т.е. малыш подчиняется определенным правилам игры и свое поведение обуславливает принятой им ролью. Т.е., если ребенок играет в продавца, он будет вести себя так, как знакомый ему продавец и все его действия будут направлены на то, чтобы продавец в его лице был узнаваем. Таким образом, малыш научится тому, что всему свое время и место, т.е. формируется понятие о нормах поведения в определенных ситуациях, а также происходит развитие управления своей волей.

ПодарокВо время игры малыш имеет уникальную возможность побыть кем-то другим и тем самым понять мотивы поведения другого человека. Очень эффективно применять игру “они поменялись ролями” с ребенком-нехочухой. Испытав на себе, как тяжело общаться с человеком, который на все говорит “нет”, он уже не столь активно станет капризничать.

ПодарокВо время игры интенсивно развивается интеллект малыша. Так, кроха учится логически мыслить, обобщать свои действия, планировать свои поступки, контролировать выполнение своего же плана, а также развивается произвольная речь, внимание, память и воображение.

Не стоит забывать о том, что все эти замечательные способности развиваются у малыша при условии, что игра ему интересна, а игра не может быть интересной и познавательной по определению, если детка играет в одиночку.

Конечно, намного проще дать малышу какую-нибудь супер-пупер развивающую игрушку и сказать: “Пойди, милый, поиграй”, чем в сотый раз подряд покупать у крохи пластмассовые овощи за фантики, но для того, чтобы от игрушки была польза, малышу нужно показать как ей пользоваться, заинтересовать ребенка. Малыш не может научиться взаимодействовать с окружающим миром, если он взаимодействует сам с собой.

Поэтому уделите вашему ребенку немного своего драгоценного внимания, поверьте, это вложение вашего времени окупится сторицей!

С уважением, Наталия

Мамин малыш

Метки:

2 коммент. к “Игра–двигатель интеллектуального развития малыша”

  1. Согласна, игры очень помогают развиваться детям как в соцальном плане так и в личностном, и только взрослый своим примером и объяснением может дать модель для дальнейшего взаимодействия с миром.

    • Да, ребенок без взрослого и поиграть-то не сможет. Это будет просто бесцельное перебирание игрушек, пока не надоест.


Оставить отзыв